Бесконфликтное решение споров
бесплатная консультация 8 (910) 565-29-90

Статьи

Доживем до понимания

Доживем до понимания

В январе разразился скандал в одном из учебных заведений Ульяновской области. Три девушки-подростка демонстративно избивали свою сверстницу и снимали побои на видео, а потом записи выложили в Интернет. В связи с этим их пригласили... правильно, в телешоу. Хулиганки стали еще и звездами. Одна из них потом написала в соцсетях: «В прямом эфире показали, надеюсь, все посмотрели!» Еще в недалеком прошлом газеты написали бы: «Эта история потрясла страну». Но сегодня случаи зверского отношения детей друг к другу уже не сенсация. В ходу специальный термин – «буллинг», что в переводе с английского – «травля». Ученики травят друг друга и учителей, педагоги отвечают жесткостью в общении. О конфликтах становится известно, когда случается непоправимое. И тогда уже ­­недосуг разбираться, в какой момент запылали угольки ненависти и разногласий в школьной среде.
 
Подростки не любят допускать на свою территорию взрослых. Помогает ли в таких ситуациях служба школьной медиации, когда сами дети выступают арбитрами в спорах? Эту тему мы обсуждаем с членом НП «Национальная организация медиаторов», руководителем Рязанского Центра медиации и права, кандидатом политических наук Самиром Гараевым.
 
Р.В. – Самир Нариманович, термин «буллинг» – иностранного происхождения, но и технология медиации пришла к нам с Запада. Приживется ли она на российской почве?
 
С.Г. – Государство предпринимает меры, чтобы снизить ­конфликтность в детской и подростковой среде. Еще два года назад Минобрнауки РФ направило в регионы рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях для помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Во многих областях страны такие службы успешно действуют в школах. Медиация – это альтернативный способ разрешения споров и конфликтов, когда никто никого не наказывает и не принуждает к каким-либо действиям. Это посредничество, цель которого – помочь сторонам конфликта услышать и понять друг друга, обрести или же восстановить утраченное взаимопонимание.
 
Р.В. – Как это выглядит на практике?
 
С.Г. – Из числа старшеклассников отбираются подростки, которые могут находить общий язык с другими ребятами, обладают способностью убеждения, коммуникабельны. Естественно, родители дают согласие на то, чтобы их ребенок выступал в роли школьного медиатора. Зачем это нужно ему самому? Прежде всего – это интересно и престижно, человек с малых лет накапливает ценный жизненный опыт по мирному разрешению споров. В будущем он, возможно, выберет профессию педагога, юриста, психолога или социолога. Есть люди, которые находят призвание в том, чтобы гармонизировать отношения в коллективе, по своей натуре они лидеры. Ребята проходят курс обучения у профессиональных медиаторов. Их вооружают знаниями о природе конфликтов и способах их преодоления. В сложных случаях подключаются взрослые. В идеале медиатор начинает действовать еще на стадии возникновения конфликтной ситуации. Наверное, в техникуме Ульяновской области эту ситуацию попросту игнорировали.
 
Р.В. – Когда обидчицу спросили, за что избивала сверстницу, та ответила: «За то, что дерзила и борзо себя вела».
 
С.Г. – Очень распространенная причина конфликта: один человек хочет себя проявить, чтобы выбиться в лидеры, а другому рта не дают раскрыть, задвигают его, начинают третировать. В определенный момент чаша терпения недооцененной личности переполняется, что провоцирует агрессию другой стороны. Есть много алгоритмов и методика, как справиться с ростом напряжения и агрессивным поведением. Нужно их знать и грамотно применять.
 
Р.В. – Самир Нариманович, но ведь раньше в школах тоже были своего рода медиаторы. Скажем, ­­комсорг или председатель совета пионерского отряда. Но разборки между учениками никуда не уходили, «схлопотать» на заднем дворе можно было легко.
 
С.Г. – У тех, кто возглавлял ячейки детских и молодежных движений, были совсем другие задачи. Меньше всего они обращали внимание на бытовые ссоры, на то, почему один подросток третирует другого. Главное, чтобы они вместе участвовали в мероприятиях класса. Да и не было в те времена отработанных методов школьного примирения. А двум конфликтующим сторонам договориться сложно.
 
Р.В. – Нужен третий?
 
С.Г. – Как показывает практика – необходим. Ведь и Гоголь когда-то писал о роли посредников, основывая свои выводы на многочисленных наблюдениях: «Людям трудно самим умириться между собой, но, как только станет между ними третий, он их вдруг примирит. Оттого-то у нас всегда имел такую силу третейский суд, истое произведение земли нашей, успевавший доселе более всех других судов». Хотя медиация, подчеркну, это не суд, а альтернативный способ урегулирования споров. Она помогает устанавливать гармоничные отношения в обществе. Ведь почему сегодня столько агрессии? Перепалки часто возникают на пустом месте. А как дико порой ведут себя водители на дорогах, выскакивают из машин с бейсбольными битами, чтобы утвердить свое право! Откуда в нас эта нетерпимость, вспыльчивость, раздражительность? Огромное количество людей живет сегодня внутри непрекращающихся конфликтов – на работе, на улице, в семье. Не находя из них выхода, люди начинают себя взвинчивать. Происходит эмоциональное выгорание. Притупляется контроль за собственным поведением. Если мы сегодня не научим наших детей отстаивать свои позиции цивилизованным способом, завтра они будут устраивать потасовки в парламентах.
 
Медиативные практики нужно внедрять и в педагогических коллективах. Недавно в одной школе разбирали конфликт. Директор принял на работу молодого учителя. У него современные подходы к обучению, хорошие знания. А класс его не воспринимает. Девятиклассники воспользовались своим правом и написали письмо с просьбой заменить педагога. Решили прибегнуть к помощи профессионального медиатора. Усердие молодого учителя дети воспринимали как эмоциональное давление на них. Когда истинную мотивацию наставника прояснили, ушло и напряжение во взаимоотношениях. Теперь в классе нормальная рабочая обстановка.
 
Р.В. – Какие конфликты типичны сейчас для школ?
 
С.Г. – Маленькие проблемы дети с легкостью могут решать сами, при помощи своего школьного медиатора: кто-то кого-то обозвал, взял бутерброд из чужого рюкзака, позвонил по чужому телефону… Сложнее, если ребенок перестает ходить в школу, агрессивно ведет себя по отношению к одноклассникам, если у него, допустим, в семье мать с отцом постоянно выясняют отношения или чрезмерно употребляют спиртные напитки, со стороны родителей ребенок регулярно подвергается насилию. Или родители приходят к педагогу и предъявляют ему претензии: вы предвзято относитесь к моему ребенку, плохо учите моего ребенка, сажаете в дальний ряд, умышленно занижаете оценки, он умный, а у него одни двойки и тройки в дневнике. Много случаев, когда дети комплексуют, зажимаются у доски и не могут ответить урок, а дома с легкостью проходят родительские проверки. Поэтому в службу школьной медиации могут входить не только ученики старших классов, но и подготовленные взрослые, люди с определенным жизненным опытом.
 
Я считаю, что бич нашего времени – это завышенные и необоснованные требования к детям без учета их физиологических и психологических особенностей. В первую очередь – со стороны родителей. Безжалостная установка – во что бы то ни стало быть успешным, не учитывая физиологического и психологического потенциала школьника! На ребенка давит груз ответственности, он одновременно мучается комплексом вины и желанием такого способа жизни, где нет постоянного «напряга». Спонтанные проявления бунта могут проявляться в самых неожиданных формах.
 
И еще есть печальная, мягко говоря, тенденция в наших семьях – недостаток родительского тепла и внимания. Родители зациклены на себе, своих проблемах и видят свою задачу лишь в том, чтобы обуть, накормить, одеть свое чадо. А надо вместе с ним проживать его жизнь.
 
Р.В. – В общем, жертвовать собой, отдавать от себя, не думать, что твой внутренний мир, охраняемый от других, – это большая ценность, не носиться с ним как с писаной торбой. Мы здесь выходим с вами за рамки темы медиации. Но ведь и старые советские фильмы про школьные конфликты всегда поднимали их на какую-то философскую высоту, когда нет окончательного решения вопроса и нельзя сказать, кто прав, кто виноват, а счастье, гармония достижимы лишь в той мере, в какой понимаешь, что они иллюзорны. Не случайно в этих фильмах всегда открытый финал. Вспомните «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, «Розыгрыш» Андрея Кудиненко, «Не болит голова у дятла» Динары Асановой...
 
С.Г. – Все верно, только медиация и не ставит своей задачей определить виновников, доискаться до причин, до молекул и атомов конфликта. Медиаторы помогают его преодолеть. То, что было, уже прошло, но надо жить дальше, сохранять взаимоотношения, сохранять энергию для хороших поступков. В современном мире две потребности человека вопиют о себе: это потребность во внимании и потребность быть услышанным. И порой нужна всего лишь площадка, куда можно прийти и высказать то, что наболело. Медиаторы ее предоставляют. И не так уж сильно отличается суть этого метода от философии картины «Доживем до понедельника»: взаимопонимание и честность перед собой – это то, чего не хватает как в детском, так и во взрослом мире.

Новости

Семинар «Цели и задачи института медиации в реализации восстановительного правосудия, организация служб школьной медиации»
Семинар «Цели и задачи института медиации в реализации восстановительного правосудия, организация служб школьной медиации»
http://www.gtrkoka.ru/news/2015/06/04/mediatory-pomogut-pomiritsja-ne-dohodja-do-suda.htmlhttp://www.gtrkoka.ru/news/2015/06/04/mediatory-pomogut-pomiritsja-ne-dohodja-do-suda.html
Отчет о деятельности АНО АРС Рязанского центра медиации и права
29 февраля информационный семинар-совещание по теме «Медиация как эффективный инструмент разрешения конфликтных ситуаций»
Медиаторы помогут помириться, не доходя до суда
Первая Всероссийская научно-практическое конференция медиаторов и экспертов по альтернативным методам разрешения споров с международным участием  «Медиация: теория, практика, перспективы развития»23-24 апреля 2015г. Москав
Руководство Рязани решает насущные вопросы с помощью медиатора
Профессиональный стандарт Медиатора находящийся на рассмотрении в Министерсте труда и занятости.
Нас наградили  Дипломом  «Доверие потребителей».
Мы в КОНТАКТЕ
Семинар «Цели и задачи института медиации в реализации восстановительного правосудия, организация служб школьной медиации»
Семинар «Цели и задачи института медиации в реализации восстановительного правосудия, организация служб школьной медиации»
Семинар «Цели и задачи института медиации в реализации восстановительного правосудия, организация служб школьной медиации»
Семинар «Цели и задачи института медиации в реализации восстановительного правосудия, организация служб школьной медиации»http://www.muiv.ru/ryazan/novosti/seminar-tseli-i-zadachi-instit/
Медиация в Рязани
«Медиация как внесудебный способ разрешения споров: проблемы, трудности, решения».